Психическое развитие детей

Развитие детей оценивают по нескольким параметрам, одним из которых является нервно-психическое развитие. Оценку нервно-психического развития проводят по следующим показателям в зависимости от возраста:

ребенок с книгой      ребенок с игрушкой

  • первый год жизни: ориентировочные зрительные и слуховые реакции (Аз – анализатор зрения, Ас – анализатор слуха); эмоции и социальное поведение (Э); движения общие (ДО) и движения руками (ДР); речевые линии (ПР – понимание речи и РА – речь активная), навыки и умения (Н);
  • второй год жизни: понимание речи (ПР) и активная речь (РА), сенсорное развитие (СР), игра и действие с предметами (И), движения (Д), навыки (Н);
  • третий год жизни: активная речь (РА) – грамматика и вопросы, сенсорное развитие (СР) – восприятие формы и цвета, игра (И), деятельность (конструктивная и изобразительная – Дк и Ди соответственно), навыки (Н) – одевание и кормление, движения (Д).

И так, что же должен уметь Ваш малыш в определенном возрасте?

дети играют с кубиками

1 месяц

Аз Плавное прослеживание движущегося предмета

Ас Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки и т. д.)

Э Первая улыбка в ответ на разговор взрослого

ДР Ручки чаще слегка раскрыты

ДО Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову

ПР Не оценивается

РА Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним

Н Не оценивается


2 месяца

Аз Длительное сосредоточение, смотрит на лицо взрослого или неподвижный предмет. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым

Ас Ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворачивает голову в сторону взрослого

Э Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним

ДР Ручки чаще слегка раскрыты

ДО Лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову

ПР Не оценивается

РА Произносит отдельные звуки

Н Не оценивается


3 месяца

Аз Зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках взрослого (на лице говорящего, на игрушке), длительно рассматривает свои ручки

Ас Ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворачивает голову в сторону взрослого

Э Отвечает «комплексом оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор). Ищет глазами ребенка, издающего звуки

ДР Случайно наталкивается ручками на игрушки, низко висящие над грудью

ДО Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. Удерживает голову в вертикальном положении

ПР Не оценивается

РА Произносит отдельные звуки

Н Не оценивается


4 месяца

Аз Узнает мать или близкого человека (радуется)

Ас Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. Адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию

Э Комплекс «оживления» во время бодрствования. Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение. Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему

ДР Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки

ДО При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе

РА Гулит

Н Во время кормления придерживает ручками грудь матери или бутылочку


5 месяцев

Аз Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого)

Ас Узнает голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует

Э Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит

ДР Берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в ручке игрушку

ДО Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки

ПР Не оценивается

РА Подолгу певуче гулит

Н Ест с ложки полугустую и густую пищу


6 месяцев

Аз Не оценивается

Ас По-разному реагирует на свое и чужое имя

Э Не оценивается

ДР Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу занимается ими, перекладывает из одной ручки в другую

ДО Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя ручки или немного подползая

ПР Не оценивается

РА Произносит отдельные слоги (начало лепета)

Н Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. Небольшое количество жидкой пищи пьет из блюдца или из чашки


7 месяцев

Аз Не оценивается

Ас Не оценивается

Э Не оценивается

ДР Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и пр.

ДО Хорошо ползает (много, быстро, в различном направлении)

ПР На вопрос «где?» находит взглядом предмет на постоянном определенном месте (например, часы, куклу и пр.)

РА Подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги (2–3)

Н Пьет из чашки, которую держит взрослый


8 месяцев

Аз Не оценивается

Ас Не оценивается

Э Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет

ДР Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, стучит и т.д.)

ДО Сам садится, сидит, ложится. Держась за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер

ПР На вопрос «где?» находит несколько предметов (2–3) на постоянных местах. По вербальной просьбе взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например «ладушки», «дай ручку» и пр.

РА Громко, четко и повторно произносит различные слоги

Н Ест корочку хлеба, которую сам держит в ручке. Пьет из чашки, которую держит взрослый


9 месяцев

Аз Не оценивается

Ас Выполняет плясовые движения под музыку

Э Подражает действиям другого ребенка. Догоняет ребенка. Ползет ему навстречу

ДР Выполняет различные действия с предметами в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит и т. д.)

ПР На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов независимо от их местоположения. Знает свое имя

РА Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете

Н Пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, спокойно относится к высаживанию на горшок


10 месяцев

Аз Не оценивается

Ас Не оценивается

Э Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним

ДР По просьбе выполняет разученные действия с игрушками, действия с предметами принимают устойчивый характер

ДО Всходит на невысокую наклонную поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее. Идет вперед с поддержкой за обе руки

ПР По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. При игре с ним выполняет разученные движения (догоню-догоню, игра в прятки и т. д.)

РА Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете

Н Закрепляются навыки и умения, приобретенные в 9 месяцев


11 месяцев

Аз Не оценивается

Ас Не оценивается

Э Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям

ДР Овладевает новыми движениями и начинает выполнять их по команде взрослого (снимает и надевает кольца на стержень, ставит кубик на кубик)

ДО Стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги

ПР Первые общения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и пр.)

ДО Стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги

РА Произносит первые слова-обозначения, например: «дай», «мама», «на» и др.

Н Закрепляются навыки и умения, приобретенные в 9 месяцев


12 месяцев

Аз Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого). Узнает на фотографии знакомого взрослого

Ас Не оценивается

Э Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком. Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом

ДР Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, возит и пр.). Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (всех кормит, всех баюкает и пр.)

ДО Ходит самостоятельно, без опоры

ПР Знает имена взрослых, названия нескольких предметов, выполняет отдельные поручения (принеси, найди и пр.). Понимает слово «нельзя». Некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер. По просьбе взрослого выполняет ранее разученные действия с игрушками

РА Легко подражает новым слогам. Произносит 5–10 облегченных слов

Н Самостоятельно пьет из чашки

дети рисуют красками

1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца

ПР Запас понимаемых слов расширяется

РА Лепечет и пользуется отдельными облегченными словами в момент двигательной активности и радости

СР Ориентируется в 2 контрастных величинах предмета

И Воспроизводит в игре ранее озвученные действия с предметами

Д Ходит длительно не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется,
поворачивается, пятится)

Н Самостоятельно ест густую пищу ложкой


1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев

ПР Выбор предмета по существенным признакам в понимаемой речи

РА Облегченными словами и произносимыми правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

СР Ориентируется в 3–4 контрастных формах предметов (куб, шар и т.д.)

И Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия

Д Перешагивает через лежащую на полу палку (без поддержки). Перешагивает приставным шагом через 3 палки (длина 40 см, расстояние между ними 18–20 см). При
необходимости его поддерживают за руку

Н Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой


1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев

ПР Понимает вопрос взрослого о действиях, изображенных на картинке

РА Во время игры словами и двухсловными предложениями обозначает свои действия

СР Ориентируется в 3–4 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см

И Воспроизводит несложные сюжетные постройки – перекрытие типа «ворота», «скамейки», «дома»

Д Перешагивает приставным или чередующимся шагом через 3 палки (длина 40 см,
расстояние между ними 18–20 см). Перешагивает через палку или веревку, приподнятую от пола на 5 см (без поддержки)

Н Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого


1 год 10 месяцев – 2 года

ПР Понимает рассказ (без показа) о событиях ему знакомых

РА При общении со взрослыми пользуется трехсложными предложениями, употребляя
прилагательное и местоимения

СР Подбирает по образцу и слову 3–4 контрастных цвета

И В игре воспроизводит ряд последовательных действий

Д Перешагивает чередующимся шагом через 3 палки (длина 40 см, расстояние между ними 18–20 см). Перешагивает через палку или веревку, приподнятую от пола
на 10 см (без поддержки)

Н Частично надевает одежду с небольшой помощью взрослого

дети с книжками

2 года – 2 года 6 месяцев

РА Говорит сложными предложениями (более 3 слов), задает вопросы «где?» «куда?»

СР Подбирает по образцу основные геометрические фигуры. Подбирает по образцу
разнообразные предметы 4 основных цветов

И Игра имеет сюжетный характер

Дк Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их

Н Ест аккуратно

Д Перешагивает через палку или веревку приподнятую от пола на 15 см (без поддержки)


2 года 7 месяцев – 3 года

РА Начинает употреблять сложные придаточные предложения, задает вопросы «почему?» «когда?»

СР Правильно использует геометрические фигуры по назначению. Называет 4 основных цвета

И Появляются элементы ролевой игры

Дк/Ди Появляются сложные сюжетные постройки. Из пластилина или карандашом изображает простые предметы и называет их

Н Самостоятельно одевается. Может застегнуть пуговицы, завязать шнурки с небольшой
помощью взрослого. Пользуется салфеткой без напоминания по мере надобности

Д Перешагивает через палку или веревку, приподнятую от пола на 20 см (без поддержки). Перепрыгивает через палку, лежащую на полу.

Добавить комментарий